Авторские статьи и методики ↓

Особенности памяти на конфликт в зависимости от возраста

Во все времена человек постоянно сталкивался с конфликтами, будь это семейные ссоры или военные действия. Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды.

Несмотря на то, что конфликтные ситуации часто встречаются в жизни человека, проблема памяти на конфликты почти не изучалась в психологии. Целью нашего исследования было изучение особенностей памяти на конфликт в зависимости от возраста.

Объект исследования – особенности памяти на конфликт. Предметом выступили специфические различия памяти на конфликт в возрасте от 16 до 58 лет. Гипотеза: существуют особенности памяти на конфликт у людей зрелого и юношеского возраста.

Конфликт – это широкий термин, активно эксплуатирующийся в психологии, социологии, философии, конфликтологии и обыденном сознании. В психологии под конфликтом чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов оппонентов или столкновение самих оппонентов. Под воздействием различных факторов складывается субъективный образ конфликта. Человек не просто реагирует на ситуацию, а «определяет» ее, одновременно определяя себя в этой ситуации, и тем самым он создает, «конструирует» конфликтную ситуацию.

Память – это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и утраты прошлого опыта, который делает возможным использование опыта в деятельности и восстановление его в сфере сознания.

Большинство психологов признают существование памяти трех видов: сенсорную, кратковременную и долговременную. Поскольку мы будем изучать память на конфликты, то из данных видов памяти нас интересует долговременная.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения.

В психологической литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, что лучше запоминается – приятное или неприятное. По данным одних исследователей, запоминается по преимуществу приятное (З. Фрейд), по данным других – неприятное (П.П. Блонский). При других равных условиях эмоционально насыщенное будет сильнее запечатлеваться, чем эмоционально нейтральное; но в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других – неприятное, в зависимости от того, что именно в данном конкретном случае более актуально, более значимо.

В настоящее время для большинства исследований памяти характерно изучение либо объема памяти, либо ее свойств (восприятие, воспроизведение, забывание и др.).

В исследовании принимали участие 60 человек в возрасте от 16 до 58 лет, выборка состояла из 30 испытуемых женского пола и 30 – мужского.

Одну группу составили 30 респондентов юношеского возраста(15 девушек, 15 юношей). Это студенты ПГУ и ПГТУ от 16 до 24 лет (средний возраст – 19,4). Во вторую группу входили 15 мужчин и 15 женщин от 40 до 58 лет (средний возраст – 44 года). Эта выборка состояла из людей, работающих в разных профессиональных сферах.

В исследовании был использован метод свободного самоотчета. Испытуемым предлагалось ответить на вопрос «Вспомните какой-либо конфликт (по вашему выбору) и опишите все, что вы о нем помните».

К исследованию испытуемые приглашались с учетом положительного отношения, на основе добровольного согласия. Исследование проводилось в индивидуальном порядке в ноябре-декабре 2007 г.

Обработка результатов проводилась методом сегментарного контент-анализа, математическая обработка – с помощью ф критерия (угловое преобразование Фишера).

В ходе контент-анализа было выделено 8 категорий и ряд подкатегорий. Наиболее представленными являются категории «участники конфликта», «условия возникновения конфликта», «время возникновения», «негативные эмоции».

Мы получили значимые различия по следующим категориям: «участники конфликта» (2,67; p=0.003), «постконфликтное взаимодействие» (3,44; p=0.00), «длительность конфликта» (3,25; p=0.00), «место возникновения» (2,27; p=0.01), «Время возникновения» (2,39; p=0.007), «деструктивные мысли и желания» (2,02; p=0.02).

Испытуемые 2-й группы чаще указывают время конфликта – это или текущий год, или несколько лет назад. Также много указаний на давние конфликты (20 лет назад, 30 лет назад). В первой группе описываются конфликты, которые происходили в прошлом году, недавно.

Группа зрелого возраста чаще описывает конфликты с начальниками, руководителями, это может объясняться тем, что в данном возрасте работа занимает большее место в жизни. В первой же группе чаще описываются конфликты с родителями, так как в данном возрасте происходит отрыв от родителей, есть направленность на друзей и учебу.

Можно сделать вывод о том, что люди зрелого возраста чаще описывают место прохождения конфликта, может быть, это происходит в силу возрастных рамок, люди этого возраста четче описывают саму конфликтную ситуацию в целом и их воспоминания о конфликтах больше привязаны к работе и профессиональному росту.

Группа зрелого возраста более четко описывает постконфликтное взаимодействие, причем чаще постконфликтные отношения входят в то русло, в каком они были до конфликта. Это можно объяснить тем, что у молодых людей в большей степени присутствует максимализм, а зрелые люди держатся за то, что они нажили с годами.

Первая группа испытуемых, в отличие от второй, описывает длительность протекания конфликта, возможно, это связано с тем, что для юношеского возраста большое значение имеет время, они стараются больше успеть и больше познать. Также юношескому возрасту, в некоторой степени, присуще описание «мыслительных расправ». Это можно объяснить с эмоциональной точки зрения. Люди в зрелом возрасте становятся спокойнее, умиротвореннее и в какой-то степени терпимее к ошибкам других.

Из негативных эмоций юноши чаще упоминают обиду и раздражение.

Между группами не было обнаружено статистически значимых различий по категориям «условия возникновения конфликта», «завершение конфликта», «описание себя».

На основании полученных данных можно говорить о том, что гипотеза о существовании особенностей памяти на конфликт в зависимости от возраста подтвердилась.

Сложность интерпретации полученных данных состоит еще в том, что не все испытуемые придерживаются «классического определения» конфликта. В некоторых самоотчетах содержится описание сложной жизненной ситуации, не имеющей отношения к конфликту. В работе такие ситуации рассматривались как конфликт, потому что сами испытуемые категоризовали их таким образом.

М.В. Двинянинова, Е.В. Левченко.
Особенности памяти на конфликт в зависимости от возраста. Будущее психологии: материалы Всерос. студ. конф. (16 апреля 2008 г.) / под ред. Е.В.Левченко, А.Ю. Бергфельд; Перм. гос. ун-т.– Пермь, 2008. – Вып. 1. – 148 с.

Похожие материалы в разделе Авторские статьи и методики:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *