Психология ребенка ↓

Психиатрическая оценка ребенка раннего возраста

Психиатрию раннего детского возраста принято называть «психиатрией детско-родительских отношений». Поэтому основной целью обследования следует считать получение данных, способствующих пониманию поведения не только детей, но и ухаживающих за ними взрослых. Опрос матерей или других членов семьи рекомендуется проводить, используя стандартный набор вопросов, на каждый из которых предлагается 2-3 варианта ответов (так называемый «полустандартизированный» опросник).

Клиническая беседа с ближайшими ребенку взрослыми, согласно К. Mind, R. Mind, включает следующие разделы:

1. Объективные сведения о ребенке и его родителях, выяснение их юридического статуса в случае усыновления ребенка.

2. Жалобы. Краткое описание жалоб матери или других взрослых, ухаживающих за ребенком.

3. Анамнез заболевания. Проблемы ребенка желательно отразить словами взрослых. Необходимо выяснить, под влиянием каких внешних факторов появились те или иные симптомы, что предпринимали ухаживающие за ребенком лица, чтобы ему помочь, какие при этом были достигнуты результаты. К каким специалистам ранее обращались, какие рекомендации выполняли. Необходимо отразить также мнение других родственников (бабушки, дедушки) относительно жалоб и болезни ребенка.

4. Семейный анамнез. Включает в себя следующие данные:

  • сведения о родителях и лицах, ухаживающих за ребенком;
  • данные об их профессии, образовании;
  • заболевания, которыми родители страдают;
  • качество жизни матери и отца;
  • предшествующие браки родителей, дети от предыдущих браков, отношения в предыдущей семье;
  • данные о родительской семье матери и отца с характеристикой семейных отношений;
  • сведения о братьях и сестрах ребенка, их заболеваниях.

5. Развитие ребенка:

  • период беременности и новорожденности, планируемость и желанность ребенка, отношение матери и отца к беременности, состояние матери до, во время и после родов, первые впечатления матери о ребенке, реакции новорожденного на мать;
  • подробное описание двигательного, сенсорного, эмоционального, познавательного развития ребенка: когда начал переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, первая улыбка, время появления комплекса оживления, отношение к незнакомцам, манипулирование с предметами и исследовательская деятельность и т. д.;
  • особенности поведения младенца: способы успокаивания ребенка в первые месяцы жизни, возможность самостоятельного успокоения, возможность управления поведением ребенка с помощью запретов и разрешений;
  • активность ребенка на первом году жизни, регулярность сна, кормления, бодрствования, прогулок, характер приспособления к новым условиям и т.д.;
  • индивидуальность ребенка, независимость в общении со сверстниками и взрослыми, уязвимость в тех или иных ситуациях, реакция на кратковременную разлуку с родителями, перемену места жительства, рождение в семье нового ребенка.

6. Тестирование. Проводится в специальной комнате в присутствии одного или обоих родителей. Необходимо, чтобы родители видели, как ребенок выполняет тестовые задания. Кроме того, присутствие родителей при тестировании ребенка позволяет наблюдать взаимодействие между ними. Характер общения ребенка с незнакомым взрослым также несет диагностическую нагрузку. Количество заданий, которые необходимо выполнить ребенку, зависит от психометрической методики, мотивации, состояния внимания и соматического здоровья ребенка. Тестирование длится в среднем 45-60 мин. Конкретный психологический тест выбирают исходя из его валидности, простоты заданий и обработки.

7. Диагностические игры. Выделение этого этапа условно, так как игры могут входить в тестовые методики, и даже при отсутствии их в тестах игра должна быть представлена во время обследования. В диагностических играх принимают участие младенцы старше 6-7 мес. Диагностические игры должны быть наименее структурированы, ребенок может сам выбрать, во что и как ему играть. Оптимальным является такая организация игры, при которой игрушки выдают ребенку по мере возрастания их сложности (игрушки не должны быть похожи на те, которыми ребенок играет дома). Применяются следующие игры:

  • игра «возьми-отдай» (используется небольшая яркая кукла, которую ребенок может захватить);
  • игры с маленькими предметами (используются магнит и скрепки), ролевые игры с идентичными («ладушки») и неидентичными ролями («телефон», «прятки»);
  • игры с исчезающими предметами (игрушки накрывают платком или пеленкой, прячут за спину или за экран);
  • игры с куклами, изображающими семью, других людей, игрушечных зверей.

Наблюдая за игрой ребенка, можно вынести заключение о его внутренней жизни, конфликтах, желаниях, страхах и их возможном происхождении.

8. Оценка родителей.

А. Базовая оценка. Базовая оценка родителей включает в себя выявление таких качеств, как:

  1. психическое здоровье родителей;
  2. самооценка родителей;
  3. способность к адаптации;
  4. тип воспитания;
  5. готовность оказывать помощь детям.

1. Психическое здоровье родителей. В ходе беседы возможна лишь приблизительная оценка психического здоровья родителей. Выясняют, относятся ли родители к группе психически здоровых людей, к группе психически больных или к группе больных с пограничной психической патологией. Можно предложить родителям стандартизированные опросники, оценивающие уровень психического здоровья, например CDI-опросник, предлагаемый ВОЗ [1996].

2. Самооценка родителей. Самооценку родителей можно выявить исходя из того, насколько они уверены в том, что понимают потребности ребенка, знают правила ухода и воспитания.

3. Способность к адаптации. Способность к адаптации родителей можно оценить, узнав, как они ранее преодолевали имеющиеся трудности в уходе. Например, кто из родителей укачивал не спавшего ночью ребенка, а кто не мог с этим справиться. Обычно родители достаточно подробно рассказывают об этом. Необходимо выяснить, как они относятся к имеющимся трудностям в уходе за ребенком. Возможны разные варианты такого отношения — от полного отрицания проблемы до ее активной психологической проработки.

4. Тип воспитания. Оценивая тип воспитания, необходимо, прежде всего, выяснить какая атмосфера преобладает в семье — авторитарная или демократическая. Об этом во многом можно судить на основании того, кто в семье принимает решения. Некоторые семьи существуют в целиком авторитарном либо демократическом режиме, что, тем не менее, не отражается на характере отношений в семье.

5. Готовность оказывать помощь, содействовать развитию ребенка проявляется в способности его поощрять, стимулировать активность.

Родители могут воспитывать ребенка как достаточно отстраненно, как бы «на расстоянии», так и слишком назойливо, чрезмерно его поощряя. Модель поведения родителей должна быть гибкой и стремиться к «золотой середине».

Б. Оценка специфических способностей родителей. Включает оценку следующих способностей:

  1. способности организовать поведение ребенка;
  2. восприимчивости матери к ребенку;
  3. реактивности поведения родителей;
  4. способности к стимуляции ребенка.

1. Способность организовать поведение ребенка зависит от умения видеть в ребенке индивидуальное. Практически это проявляется в том, что мать интуитивно чувствует, в каком положении ее ребенку удобнее спать, что нужно сделать, чтобы заинтересовать малыша, как его быстрее успокоить. Это, в частности, важно тогда, когда в семье ребенок с тяжелой аномалией развития (глухота, слепота, хромосомные заболевания). Родители таких детей должны быть максимально чувствительны, чтобы использовать малейшую возможность для компенсации дефекта ребенка.

2. Восприимчивость матери к ребенку характеризуется наличием или отсутствием родительской «обратной связи», умением правильно распознавать и реагировать на подаваемые ребенком знаки. В первые месяцы жизни важно распознавать различный по интонации плач ребенка («хочу есть», «хочу спать» и «я – мокрый»), а в конце первого года жизни – подаваемые ребенком жесты («хочу играть с игрушкой, мамой»).

Эмоциональная отзывчивость матери особенно необходима, когда ребенку 8 мес. В этот период возникает новый этап в развитии привязанности. Ребенок начинает испытывать любовь к тем, кто за ним ухаживает, и невозможно переоценить роль окружающих людей в формировании у него этого чувства. Эмоциональная отзывчивость матери проявляется в удовольствии от совместного пребывания с ребенком, глубиной и диапазоном всех проявленных чувств, радостью в ответ на возрастающую способность ребенка отвечать им.

3. Реактивность поведения родителей определяется быстротой их реагирования на изменение эмоционального состояния ребенка, его потребностей и желаний.

В отличие от сенситивных, «реактивные» родители не просто чувствуют запросы детей, но и быстро на них отвечают. Быстрый ответ на потребности ребенка во втором полугодии жизни является одним из факторов возникновения надежной детско-материнской привязанности в первые 3 года жизни.

Реактивность родителей можно легко оценить, узнав об их реакции на крик-плач ребенка. Родители, начинающие незамедлительно успокаивать детей, обладают высокой реактивностью.

Вместе с тем, нет данных, которые несомненно свидетельствовали бы о том, что быстрая реакция на нужды ребенка всегда лучше медленной. Не менее важным показателем является адекватность реагирования.

4. Способность к стимуляции ребенка определяется умением дать ребенку почувствовать, что он может сделать что-то сам, обеспечить, по выражению J.S. Brunei, «общественную трибуну» для его исследовательских опытов. Например, при игре в прятки мать прячется первая, а затем обнаруживает себя, чтобы ребенок делал то же самое.

Очевидно, что не только разнообразие окружающей среды является наиболее существенным условием для развития ребенка. Необходимо, чтобы у ребенка было место в окружающем пространстве, где бы он чувствовал себя в безопасности и мог укрыться там при столкновении с чем-либо новым, незнакомым. Начиная с 8-го месяца жизни, обеспечение ребенку условий для исследовательской деятельности и, вместе с тем, гарантия его безопасности становятся залогом успешного познавательного развития.

Стимулирование познавательных навыков считается наиболее эффективным тогда, когда его проводят в виде совместных игр с ребенком. Важно оценить, понимают ли родители, когда им нужно принять участие в играх ребенка, когда поддержать его на расстоянии, а когда предоставить его самому себе.

Ранние игры рассчитаны на более пассивную роль младенца, в то время как в более поздних играх упор сделан на активное участие ребенка во всех действиях.

Выполняемые родителями действия в игре с детьми изменяются по мере взросления ребенка автоматически и являются важнейшими показателями чувствительности матери, готовности стимулировать ребенка, что должно быть частью оценки системы мать – дитя.

Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. – СПб: Питер, 2001. 256 с. – («Краткое руководство»).

Похожие материалы в разделе Психология ребенка:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *