Психологический практикум ↓

Психодиагностические методы исследования мужской и женской сексуальности

Для психологической диагностики особенностей сексуальности используется большое количество личностных опросников показывающих те или иные радикалы характерологических особенностей: наиболее полной и подходящей для дифференциально-диагностического исследования является методика СМИЛ (Собчик Л.Н., 2002), 16-факторный опросник Р. Кетелла (16-PF), личностные опросники Айзенка (FPI, FPQ). Широко используемой методикой для изучения сексуальной сферы является анкета СФМ/ФЖ («Сексуальная формула мужчины» и «Сексуальная формула женщины»), разработанная Всесоюзным научно-методическим центром по вопросам сексопатологии под руководством Г.С. Васильченко. Методика позволяет оценить состояние сексуальной сферы личности на данный момент, и в динамике проводимой психотерапии.

Из проективных методик самым наиболее распространенными в настоящее время считаются интерпретативные методики; в первую очередь к ним относится тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга (P-F), тематический апперцептивный тест (ТАТ). Широкое применение тестов, изучающих фрестрационную толерантность: Розенцвейг (P-F), тест вербальной фрустрации Л.Н. Собчик (ФВТ). По-видимому, это связано с тем, что сексуальные изменения, представляющие собой препятствие на пути реализации сексуальной функции, фрустрируют личность. Следовательно, исследование фрустрационной толерантности позволяет косвенно оценить тип и направленность реакции личности на эту психотравмирующую ситуацию.

Из других проективных методик могут применяться тест чернильных пятен Г. Роршаха, тест Люшера, а также цветовой тест отношений (Варшаловская Е.Б., 1985), рисуночные тесты (рисунок человека К. Маховер, несуществующее животное).

Репертуарные решетки Г.А. Келли начали применяться для исследования сексуальности в с конца 80-х годов XX в. Эта методика позволяет выявить у пациента не только основные факторы, препятствующие достижению гармонии в сексуальных отношениях, но и индивидуальную систему жизненных ценностей и ориентации (конструктов), приводящих к сексуальной дисфункции. Техника репертуарных решеток представляет собой матрицу, состоящую из конструктов и элементов, создаваемых вовремя диалога испытуемого и исследователя. В дальнейшем после ее рангового заполнения производится корреляционный анализ факторов по кластерам переживаний испытуемого. Это позволяет рассматривать не только отдельные смысловые составляющие той или иной личностной характеристики, но и проследить ее взаимодействия с другими чертами и личностью в целом. При психотерапевтической работе данная методика служит не только диагностическим инструментом, но и достаточно мощным приемом, способствующим достижению взаимопонимания в диаде терапевт – клиент.

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой модификацию теста MMPI, созданного в 1942-1949 гг. американскими психологами И. Маккинли и С. Хатуэй. В процессе работы с методикой психолог получает многосторонний портрет человека, включающий спектр таких структурных компонентов личности, как: мотивационная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения, полоролевой статус, черты характера, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, сексуальная ориентация, степень адаптированности индивида и возможный тип дезадаптации, наличие психических отклонений, выраженность лидерских черт, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму, а также количественные и качественные характеристики устойчивых профессионально важных свойств. При этом большим преимуществом данной методики является наличие в ее структуре шкал достоверности, позволяющих определить не только надежность результатов, но и установку испытуемого на саму процедуру обследования. Это дает возможность интерпретации полученных данных через призму выявленных с помощью шкал достоверности тенденций к преувеличиванию имеющихся проблем или к их сглаживанию.

Интерпретация профилей СМИЛ базируется на разработанной Л.Н. Собчик теории ведущих тенденций и лежащей в ее основе типологии индивидуально-личностных свойств. Согласно этой теории личность рассматривается как единство биологического, психологического и социального факторов. Генетически унаследованные качества являются основой темперамента. Характер человека формируется в процессе взаимодействия врожденных, базисных свойств с влияющими факторами окружающей среды. В сложной структуре характерологических свойств основными являются параллельно развивающиеся и взаимно влияющие друг на друга такие подструктуры, как эмоции, мотивация, особенности интеллектуальной сферы и стиль межличностного поведения. Формирование личности не является пассивным процессом интериоризации (усвоения) культурно-исторического опыта социума. Иначе личность представляла бы собой лишь социально желательную модель поведения, лишенную индивидуальности. Ведущие индивидуально-типологические тенденции пронизывают все уровни целостной личности и проявляются на всех уровнях ее развития. Именно этим обусловлена индивидуальная избирательность человека в выборе профессиональной деятельности, сферы интересов, круга общения и вида социальной активности. Личностные свойства не столько прививаются, сколько развиваются, уходя корнями в генетически переданные индивидные свойства. Изучая базисную структуру, мы исследуем тот фундамент, который предшествует формированию более высоких уровней личности. Своевременно распознанные базисные свойства личности в качестве судьбореализующих тенденций дают человеку шанс стать вершителем собственной судьбы. Помочь ему в этом может компетентный психолог.

Опросники в модифицированном виде делятся на мужской, женский и подростковый варианты, которые отличаются лишь формой изложения некоторых утверждений. Ключи, с помощью которых подсчитываются сырые баллы по каждой шкале, коррекция сырых показателей для формирования профиля личности в стандартных показателях Т, а также интерпретационная схема идентичны для всех вариантов опросника, кроме некоторой разницы в обработке данных по 5-й шкале в мужском и женском профилях и тех аспектов интерпретации, которые связаны с возрастными особенностями.

Итак, наиболее традиционным для исследования личности в сексологическом обследовании является MMPI или СМИЛ. По данным известного российского сексолога С.С. Либиха, общими для всех личностных профилей, независимо от клинической формы сексуального нарушения, является наличие двух подъемов в профиле личности – по шкалам депрессии и шизофрении. Личностные особенности, соответствующие подъему по этим шкалам, представлены замкнутостью, пассивностью, интровертированностью, некоммуникабельностью, трудностями в межличностных контактах, своеобразием суждений и поступков, непрактичностью и оторванностью от реальных жизненных проблем, отстранённостью и эмоциональной холодностью. При этом состояние декомпенсаций проявляется пониженным фоном настроения, депрессивностью, сниженной самооценкой и пессимистичностью. Кроме того, для личностного профиля мужчин, страдающих эректильной дисфункцией и преждевременной эякуляцией, характерно умеренное повышение по шкале маскулинности-феминности, а для женщин, страдающих аноргазмией и расстройством полового влечения, наоборот – понижение по этой шкале. В обоих случаях это свидетельствует о пассивности личностной позиции, мягкости, чувствительности, ранимости. Подъем по шкале психопатии у женщин с сексуальной дисфункцией и мужчин с первичными и вторичными сексуальными нарушениями в сочетании с уже описанным пиком по шкале депрессии выявляет внутренний конфликт между высоким уровнем притязаний и неуверенностью в себе, высокой активностью и быстрой истощаемостью, что характерно для неврастенического круга переживаний. Кроме того, умеренное повышение Т-оценок по шкале паранойяльности указывает на склонность следовать собственным устойчивым стереотипам поведения. У личностей данного типа существует сложившееся убеждение в несправедливости и враждебности по отношению к ним окружающих, что служит основой для оправдания своих действий в собственных глазах, в то время как мнение других для них незначимо.

Профиль лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, также можно охарактеризовать как двухфазный пикообразный с ведущими шкалами психопатии и шизофрении. Это указывает на преобладание шизоидных личностных особенностей, приводящих к антисоциальной направленности интересов и поведения и некритичности в оценке своих действий. Менее выраженный подъем по шкале депрессии свидетельствует о депрессивном состоянии, которое может быть связано с судебным процессом. Сходство личностных профилей пациентов с сексуальными нарушениями и лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, позволяет предположить наличие сексуальной дисфункции у сексуальных преступников.

Использование теста Люшера в диагностической практике дает основание считать базисное предположение о корреляции между цветовым выбором и состоянием человека, отражающим способы его существования в окружающем мире, в достаточной степени эмпирически обоснованным. Потребность в понимании и сочувствии для лиц, имеющих жалобы в сексуальной сфере обусловливает постоянную проблему позитивного, доброжелательного отношения к ним значимых окружающих. Наиболее часто страдающие сексуальными нарушениями, являются одними из тех, кто выбирает синий цвет, что служит показателем интравертированности с чертами ананкастности. Эти черты усугубляются и проявляются психастеническими особенностями при сочетании синего цвета с серым на первых позициях. В этой ситуации интравертированность становится проблемой трудности общения и проявляется не решительностью, застенчивостью, эгоцентричной невротической сосредоточенностью на своих проблемах. Вместе с тем, психологические механизмы, обеспечивающие ассоциативную связь, в настоящее время нельзя считать достаточно изученными. До сих пор не вполне успешны попытки стандартизации теста. В частности, не до конца прояснены вопросы о допустимых отклонениях в спектральном составе используемых цветов, корректности теоретических значений цветов.

Тест «несуществующее животное» основан на теории психомоторной связи. По И.М. Сеченову, любое представление, возникающее в психике, и любая связанная с ним тенденция заканчиваются движением. Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенная энергия, необходимая для отвечающего на представление движения. Например, мысли, называющие страх, обусловливают напряжение мышц нижних и верхних конечностей, которое обеспечило бы в случае необходимости бегство или защиту с помощью рук. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству. Пространство в свою очередь связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом. Пространство, расположенное сзади и слева, связано с прошлым периодом бездеятельностью; пространство, расположенное справа, спереди и вверху – с будущим периодом и активностью. Левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью; правая сторона – с положительными эмоциями, энергичностью и конкретностью действий. Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству, при интерпретации результатов теста используются теоретические положения трактовки символов, символических геометрических элементов и фигур. Обычно у лиц с различными видами сексуальной патологии имеются рисунки, которые указывают на экономию энергии, астенизацию, фоническое соматическое заболевание. Очень часто у данных они происходит уподобление рисуемого животного человеку, которое может выражаться:

  1. постановкой в положении прямого хождения на две лапы вместо четырех или более;
  2. одевание в человеческую одежду;
  3. похожесть морды на лицо, лап на руки и т.д.

Это свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответствующих степени выраженности очеловечивания животного.

Также часто наблюдается фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирующая тенденцию к скрытности, замкнутости, закрытости своего внутреннего мира, нежелании давать сведения о себе окружающим, а также указывающая на нежелание подвергаться тестированию. Это может объясняться тем, что сексуальная сфера наиболее подвержена социальным ограничениям и соответственно более закрыта от окружающих.

Для диагностики проблем взаимоотношений в супружеских парах применяются метод диагностики межличностных отношений (МДО). Наиболее перспективным для диагностики сексуальных нарушений и супружеских дисгармоний, являющихся следствием этих нарушений, в настоящее время – это тест Кимеладер Веена, представляющий собой опросник супружеского соответствия; он содержит 15 разделов, касающихся того, как муж или жена оценивают свой брак. Вопросы обычно имеют некоторый диапазон для ответов и оцениваются как имеющие тот или иной «определенный» вес. Данная методика представляет собой синтез проективного теста и опросника, сочетая в себе достоинства этих методик. Кроме того, в настоящее время перспективным, является применение квалифицированных оценочных шкал проблем и коммуникаций, разработанных Г. Томасом (1987). К подобным шкалам также относятся анкета супружеских конфликтов и тест системы взаимодействия супружеских пар, представляющие собой опросники с множественными вариантами ответов.

Данный обзор не претендует на полный перечень существующих в настоящее время методов психологической диагностики сексуальной сферы человека, а лишь подчеркивает насущную необходимость серьезного взгляда на эту проблему.

Акимова Л.Н. Психология сексуальности. – Одесса: СМИЛ, 2005. – 198 с

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *